- Наш батюшка сам расписал иконами стены в храме, - с гордостью говорят прихожане в Кузоватове.
- Ага, свои нарисовал, а старинные все повыносил да продал, - тут же отвечают другие.
Чтобы разобраться в ситуации, репортер «НГ» отправился в райцентр, в храм преподобного Серафима Саровского
В
Кузоватове про настоятеля храма преподобного Серафима Саровского – отца
Сергия – стали поговаривать, что он разворовывает церковь. Якобы на
стенах святые лики нарисовал, а настоящие, особо ценные иконы вывез и
продает. Священник разводит руками:
- На чужой роток платок не
накинешь. Что можно вынести из храма, в который некогда все собирал
своими руками? А с иконами… Я некоторые образа возил в Питер на
реставрацию. Возможно, кто-то увидел, как их в машину грузят, вот и
пошел слух. А вообще, об этом сплетничали, когда я еще в Кивати
работал.
Настоятелем храма в Кузоватове отец Сергий
стал 12 лет назад. До этого 8 лет работал в Кивати. Не скрывает, что
ему, русскому, было сложновато в мордовском селе. Язык, нравы, уклад –
все другое.
- После нескольких лет работы, - рассказывает священник,
- появились ученики. Одному из них, коренному киватскому, я и предложил
– оставайся здесь настоятелем, а я поеду в Кузоватово.
Работать в райцентре было негде. Нынешний храм нисколько не похож на то здание, которое некогда отдали отцу Сергию под церковь.
-
Это была прямоугольная коробка, - вспоминает он, - построенная в 1954-м
году учащимися местного ПТУ. Кривые стены и потолки. Пол под наклоном –
это зрительный зал. Вроде как поначалу здесь показывали кино, потом
устроили дискотеку. Сколько сил в реставрацию вложено – не измерить.
Когда
ремонт был закончен, встал вопрос о росписи стен внутри храма. К отцу
Сергию наведались профессионалы - специалисты по иконописи. И
предложили свои услуги.
- Оценили себя в 100 долларов за квадратный
метр, - улыбается настоятель. – Таких денег у нас никогда не было.
Поэтому пришлось вспомнить о своих способностях к рисованию.
Отец
Сергий рассказал о том, что когда-то мечтал стать художником. И даже
ездил в Питер – поступать в художественную академию. Думал, это вполне
реально сделать за счет таланта. Но к дару нужны были связи и деньги.
Ни того, ни другого у него не оказалось. И с мечтой об академии
пришлось распрощаться. Зато завязались новые знакомства, благодаря
которым он пришел к Богу и оказался… в духовной семинарии.
- Но дар
рисовальщика мне все-таки пригодился, - смеется он. – Где бы я на нашем
безденежьи средства на художников нашел? А так… Купил краски и кисти,
закатал рукава, и сам на стены полез.
Сюжеты для фресок отец Сергий скачивал из Интернета. Краски использовал обычные темперные.
-
Сложно с ними работать, - сетует. – Пока красишь, цвет замечательный.
Высыхает – словно обесцвечивается. По нескольку раз переделывать
приходилось.
Говорить о том, что творчество приносило великую
радость, не приходится. Да, было удовлетворение от того, что делаешь
нужное дело. Но помимо творческой работы было очень много технической.
-
Знаете, почему у мастера по росписи обязательно есть подмастерья? –
улыбается священник. – Потому что помимо творчества очень много
технической работы. Например, грунтовка. Трехметровую фигуру
загрунтовать – это ж сколько времени надо!
По лесам да по лестницам отцу Сергию пришлось полазить немало. Однажды чуть не навернулся с пятиметровой высоты.
-
Перенес с места на место лестницу, - вспоминает он, - только до лесов
поднялся, она и поехала. Я за доску успел уцепиться и повис. Если бы не
люди, ребра бы точно переломал.
(c) "Наша газета"